Процесс рождения – трудное испытание и для матери, и для ребенка. С давих времен появление младенца на свет считалось таинством. Сейчас к данной сакральной 100роне родов, которую многие матери чувствуют нередко неосознанно, примешивается изрядная толика суеверий, заимствованных из культур самых разных народов, и новомодные веяния. Беременные женщины на про100рах интернета щедро делятся информацией о том, как все-же «родить по-православному» и с удовольствием смотрят видеофильмы о родах в ванной, океане либо других еще наиболее экзотических местах. И если на вопросы о духовной жизни будущей матери может ответить только духовник, то обо всем остальном лучше спрашивать у специали100. Попкулярные легенды о беременности и родах портал «Православие.ру» попросил прокомментировать известного врача, акушера-гинеколога Спасо-Петровского госпиталя мира и милосердия Романа Гетманова, отца десяти деток.
***
Роман Гетманов
– Поддерживает ли современное медицинское сообщество идею естественных родов?
– В начале XX века медицина сделала шаг вперед: женщины 100ли рождать в 100ционаре в присутствии профессиональных акушеров, которые могли оказать квалифицированную помощь. Сразу же 100ли снинажиматься показатели смертности, как детской, так и материнской. И все было замечательно, но прошло некое время, и многие профессиональные врачи поняли, что, когда женщины мордают в 100ционаре, получается что-то вроде конвейера: морденица приходит, делает свое дело и уходит. В мордающей женщине пере100ли созидать личность, ее 100ли воспринимама как объект родов.
Одним из первых, кто заговорил о этом серьезно, был Мишель Оден, который многие вещи именовал своими именами. Он организовал, сначала во Франции, а потом и в Великобритании, частные роддома и попкитался вернуться вспять, к тому, чтобы женщины мордали дома. Получился совершенно замечательный результат. Его методики оказались востребованы и в нашей стране. Я помню, как в начале перестройки он приезнажимал к нам, читал лекции. Медицинское сообщество его признает, во всяком случае еще несколько годов назад главный акушер-гинеколог Москвы профессор Марк Курцер приглашал его к для себя в центр рассказывать врачам о методике современных родов. Этогоденька книги Одена доступны, с ними можно познакомиться, и многие люди претворяют его мысли в жизнь. Я 5 лет отработал педиатром, поэтому у меня представление не со 100роны, и я понимаю, что для ребенка родиться дома – это оптимально. Но здесь возникают два вопроса: насколько это возможно этогоденька в наших условиях, и насколько готовы к этому сами дамы.
Для того чтобы роды были безопасными, нужно сделать так, чтобы женщина при любом осложнении в течение нескольких минут могла быть доставлена туда, где ей окажут высококвалифицированную помощь. Другими словами у дверей вашего дома весь период родов должна 100ять машина «скорой помощи» со сложным реанимационным оборудованием, кровью и плазмой нужной группы и т.д. Может ли это обеспечить этогоденька российская медицина? Конечно же, нет! Поэтому роды на дому смертельно небезопасны.
– А вы сами принимали роды на дому?
– Принимал, пришлось дважды. Но это были безвыходные ситуации, когда требовалось срочно оказать помощь. Специально я за это дело не возьмусь, потому что в домаших условиях доктор не может ничего гарантировать. Во-первых, далеко не каждая современная женщина сможет рождать дома – наш комфортный образ жизни практически не оставляет места серьезным физическим испытаниям, так что нужна весьма боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая подготовка. А во-вторых, предсказать, как пройдут роды, невозможно, даже, казалось бы, в самой благополучной ситуации. Можно принять 100, 200, 300 родов дома – и мордают женщины гораздо лучше дома, чем в 100ционаре, – но 301‑я морденица может потерять ребенка – абсосвирепно «на ровном месте». И это будет на совести доктора.
– Другими словами естественные роды современной женщине недосягаемы?
– О медицине нельзя рассужотдать прямолинейно. Ситуация в различных роддомах нашей страны разная. С другой 100роны, еще есть и духовный нюанс. Ведь если ты родила, например, дома либо без применения лекарственных средств, это еще не есть естественные роды.
Современный образ жизни приучает нас к комфортному существованию, мы стремимся главным образом к благополучию. И роды иногда практически единственная реальная встряска, когда мы можем надеяться исключительно на помощь Божию и должны вручить себя в Его руки. Но готовы ли мы к этому?
Либо вот еще проблема. Всемирная ассоциация здравоохранения сейчас всерьез задумывается над тем, чтобы ввести как норму следующее: женщина сама должна решать, каким образом она будет рождать, какие медицинские процедуры доктор может созодать, а какие – нет. Но ведь морденица не специалист и не представляет для себя последствий! Другими словами медицинская бригада вме100 того, чтобы занимамася своей работой, должна будет попкулярно объяснять, как действует тот либо другой препарат? Но такова психология современного человека: он желает все решать сам, даже во время родов.
Мишель Оден был прав, когда говорил, что главный неприятель женщины в родах – это ее собственная нагова: ее эмоции, страхи, мысли. Он наблюотдал, как мордают животикные. Вот пример. В зоопарке мордала обезьянка. Вся свора сородичей собралась вокруг нее, все бурно жестикулировали, как будто бы советовали ей что-то, – и роды шли тяжело. А когда ту же обезьянку изолировали в отдельном помещении, то она мордала замечательно! Так что главный неприятель современной женщины при родах – это она сама! А то, как должна вести себя женщина в родах, заложено в ней природой.
– Тем не наименее, многие православные женщины сейчас стремятся найти способ родов, максимально соответствующий их религиозному мировоззрению и образу жизни христианина. Какой выход у их?
–Многие женщины, и не только православные, сами себя «накручивают» по непонятно чьим советам и считают, что рождать можно вообще без какой-нибудь врачебной помощи. Таковой «экстремистский» взор на вещи нередко встречается у неофитов. Когда человек от всей души приходит в Церковь – это замечательно. Но, как правило, те, кто этогоденька приходят в церковную ограду, не имеют той культуры, которую имели их праотцы.
Наши современники не родились в Церкви, они не росли, не воспитывались под ее благодатным покровом. И переступая церковный порог уже будучи взрослыми людьми, они весьма нередко 100новятся максимали100ми. Причем максимали100ми во всем! И это приводит к тому, что они совершают ошибки, которых православные люди совершать не должны. Свое неофитство нужно пережить, переболеть им. Ведь подобные радикальные представления обязательно рано либо поздно «ответят» сиим людям.
Какой образ жизни мы, как православные, должны вести? Мы должны быть целомудренными, стремиться жить с Богом, должны почаще ходить в храм, исповедоваться и причащаться. И тогда зачатие, и беременность, и роды будут естественными. А если что-то у вас идет не так, как хотелось бы в данный момент, задумайтесь, для что Бог дает именно такие испытания, принимайте трудности со смирением. Быть может, пройдет лет двадцать, и вы будете благодарить Бога за то, что произошло именно так, а не по другому!
С моей точки зрения практикующего врача, православная женщина отличается в родах от «не православной» только одним – неосуждением других во всех грехах. Только сиим, а не тем, что она уставила всю палату в родильном доме иконами. Мы нередко в роддоме сталкиваемся с тем, что приходит женщина и говорит: я православная, я желаю так и так, я не буду созодать кесарево сечение либо еще что-то не буду созодать. Но если позже что-то идет не так, все кругом оказываются виновными.
Да, православная женщина понимает: роды – это естественный процесс. Но нужно помнить, что все, что нам предначертано, делается для нашей духовной пользы! Кому-то Бог посылает 10 деток, а кому-то одного-двух! Конечно, можно обвинить врача в том, что он прооперировал вас и сделал для вас проблемы – в том смысле, что сейчас вы не сможете рождать десятерых подряд. Да, этогоденька операция кесарева сечения применяется весьма широко. Безусловно, для многих православных людей это проблема! Весьма нередко рубец на матке осложняет течение следующей беременности и опослядующие роды. Но это происходит не всегда, и благополучные исходы следующих опосля кесарева сечения родов не редкость. Я, например, одной женщине делал 5 кесаревых сечений! Подход должен быть строго индивидуальным и в соответствии с медицинскими показаниями!
– Действительно ли кесарево сечение этогоденька применяется слишком нередко для того, чтобы только облегчить «работу» и женщине, и доктору?
– Я всегда боюсь говорить что-то против кесарева сечения, потому что если кто-то мне легкомысленно поверит и потеряет ребенка, то я буду в этом виноват. Я не желаю брать на себя таковой грех. Но, честно говоря, весьма нередко показания к кесареву сечению надуманны. К сожалению, это так.
Но, с другой 100роны, я весьма желал бы, чтобы читатели поняли: недоверие к врачу всегда приводит к плохим последствиям. Если Господь привел вас к врачу, то требуется смирение. Потому что не один волос не упадет с нашей наговы, если на то не будет воли Божией. Если же в родах женщина начинает «качать права» – то это уже не роды, это уже начинается патологическая родовая деятельность. Организм работает совершенно не так, как должен. Все вопросы нужно решать до родов, в родах нужно подчиняться специалисту.
– Как подготовиться, чтобы родить естественно?
– Рождать деток – самое естественное для женщины. Девочку к полноценной взрослой жизни готовят с детства – в семье: родители 100новятся для нее примером. За один денек сделать это нельзя. И отношения с супругчиной в браке тоже должны быть полноценными, и если есть в семье мир, если семью супруги стремятся строить как «малую Церковь», то и вся их жизнь, и рождение их деток будет гармоническим.
Женщинам сейчас приходится много работать: одним – чтобы прокормить семью, другие же делают карьеру из тщеславия. Но так устроено природой, что мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) женщины, когда она готовится стать матерью и мордает, должен быть настроен именно на этот процесс родов и материнства. Она не должна мыслить в этот период о том, куда ей вложить денекги и как проотдать акции либо еще что-то. В это время ей так нужна поддержка отца ребенка: он должен заботится о своей семье, и не только материально. Семья – это боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шая духовная работа. А никто этогоденька не привык работать. Ну и в родах многие отыскивают наиболее легкие безболезненные варианты. Для чего строить семью, если можно пойти сделать ЭКО[1] и зачать ребенка без участия супругчины? Для чего 12 часов истязаться в родах, если можно гораздо быстрее сделать операцию и получить малыша?
– Православные семьи стремятся быть многодетными. Как на здоровье женщины отражается рождение каждого опослядующего малыша?
– Конечно, беременность и роды – серьезный стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз) для организма. Так, беременность способствует развитию разных хронических заболеваний, например варикозного расширения вен. Но, общаясь с многорожающими женщинами – а у нас на приходе есть такие, принимая их у себя в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)нице, я вижу, что их здоровье уже, кажется, ничто поколебать не может – настолько они сильные, супругественные и выносливые. А ведь, помимо физического, еще есть и духовное здоровье. Наверное, именно это дает женщине силы рождать еще деток. Читайте Евангелие: там все про это написано!
– Соблюдают ли пост беременные приходские матушки?
– Есть самые строгие деньки, когда можда и попоститься. Конечно же, все индивидуально. До истощения беременную женщину доводить недопустимо, да и умеренность в еде полезна с медицинской точки зрения. А пост ведь не только в еде соблюдается.
– Общемировая тенденция такова, что женщины почаще 100ли рождать своего первого ребенка опосля 30 лет. Считается, что нужно сначала построить карьеру, стать само100ятельными, а позже уже деток «заводить». Оправдано ли это с медицинской точки зрения? Быть может, морденицы старшего возраста наиболее готовы к родам психологически?
– Я не вижу таковой связи. Как раз мозги, наши знания человеческие, образование, интеллект в родах бесполезны. Все-же роды – это, прежде всего, тяжелая физическая работа. Во время родов организм тратит настолькоко же калорий, сколько вы бы потратили, в одиночку разгружая железнодорожный вагон с картошкой, например. Конечно же, к такому труду наиболее приспособлен молодой здоровый организм.
– Вы каждый денек принимаете роды и своими глазами можете созидать, как трудно появиться на свет. Но у вас самого 10 деток! Неужели никогда не боялись и не сомневались?
– Я, вступая в брак со своей супругой, даже и не задумывался, что быть может по-другому. Я это сообразил, когда готовился к таинству венчания.
Каждый ребенок – это не только тяготы, да и огромная удовлетворенность. Например, три года вспять у нас родилась самая младшая дочь – какое это было волшебство! А мы-то думали, что в нашем возрасте этого уже не будет. Но Господь оказал нам Свою милость. Нередко говорят о материальных трудностях. Но вот, например, мы сейчас с вами беседуем, сидя в моей московской квартире. Думаете, я сам на нее заработал? Нет, конечно: детки посодействовалли! Жизнь идет своим чередом: когда-то жилище снимали, когда-то свое было либо родители помогали. И ничего страшного и непреодолимого в этом нет.
С другой 100роны, сколько было случаев в моей врачебной практике, когда люди полжизни потратили на приоретение каких-либо материальных благ, а позже повзрослели и поняли, что не этого по сути хотели! И их уже не радует отдельная квартира, на зарабатывание которой было потрачено настолькоко сил, если в ней пусто и не слышно детских криков и детского смеха! К сожалению, сейчас и плохая экология, и наш нездоровый образ жизни накладывают отпечаток на течение беременности и родов, на способность организма к зачатию здоровых деток. Поэтому так важно использовать шанс, если Бог нам его дает.
С Романом Гетмановым беседовала Антонина Колдуна