Оглавление
Каковы очевидные и скрытые мотивы того, что мы занимаемся благотворительностью? К каким последствиям приводят ошибки в мотивации? Как мотивировать себя? Как руководителям проектов мотивировать добровольцев? Обо всем этом я желаю поговорить не только как психолог, да и как бывший доброволец 2-ух проектов и организатор третьего, которым руковожу уже 12 лет.
Разовая помощь конкретному человеку либо делу обычно вызвана движением сердца – тем, что полностью можно именовать нагосом Бога в душе человека, Его призывом. Но когда мы начинаем занимамася добрым делом регулярно, на постоянной основе, тут одного призыва не достаточно, обязательно присутствует осознанный либо неосознанный мотив — цель, которую мы преследуем. Почаще всего встречаются следующие три мотива.
Благотворительность по-протестантски
Разумеется, этот мотив собственныйственен не только протестантам. Сущность этого явления в том, что у человека имеется позитивный потенциал, желание созодать что-то хорошейке, но потому что себя изменять трудда и иногда страшно, такие люди идут по наиболее легкому пути – влиять на окружающий мир, не изменяя себя.
Мотив можно выразить такими словами: «Я занимаюсь благотворительностью, потому что я прекрасен».
По сути, не достаточно кто прекрасен, и Бог в разных ситуациях жизни, и особенно в общении, дает нам возможности это осознать. Поэтому человек, который занимается благотворительностью по этому мотиву, нередко оказывается в конфликте между своими представлениями и реальностью. Это неприятно, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)но, и нужно с сиим что-то созодать, поэтому таковой человек поначалу выдумывает всякие оправдания и объяснения («помогаемые» неблагодарны, организация «токсична» и пр.), еще боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше уходя от реальности, что отрицательно сказывается на его душевном состоянии. И в итоге он уходит из данной деятельности: этот мотив – кратчайший путь к выгоранию.
Благотворительность от зависимости
Боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство из нас не получили в детстве достаточной любви от родителей, зато с избытком получили критики и различных приговоров. В психологии это называется сниженным самопринятием: мы выходим во взрослую жизнь с острой потребностью, чтобы нас обожайли и считали значимыми. Таковой человек зависим от людей, от их отношения к нему, поэтому он способен только на любовную зависимость, но не на настоящую любовь. Конструктивный путь решения проблемы – совершенствовать себя, повышать свое самопринятие, учиться находить любви Бога, а не оценки людей.
Но не достаточно кто решает эту проблему конструктивным методом, боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинство про100 отыскивает человека (друга, полового партнера, супруга), который подарит необходимое: чувство, что тебя обожают и ценят. Бочка эта бездонная, таковым способом она не заполняется, поэтому данный путь проблему решает только частичда и временно.
Есть наиболее простой и безопасный путь попкитаться заполнить бездонную бочку, не заделывая ее денькище – благотворительность. Конечно, этот путь тоже проблему не решает, но, по крайней мере, не приходится переживать болезненных разрывов, не остается детей-полусирот, которые позже тоже гарантированно будут страотдать от сниженного самопринятия.
Данный мотив можно выразить словами: «Я занимаюсь благотворительностью, чтобы меня ценили и обожайли».
И действительно ценят! Еще вчера ты был никому не нужен и не важен, даже для себя, и вот этогоденька ты удовлетворяешь какую-то важную потребность другого человека и за счет этого 100новишься важен – по крайней мере, в своих глазах, а зачастую и в его глазах тоже. Это настоящее волшебство, это как настоящий водопад, вдруг обрушившийся на того, кто годами полз по раскаленной безводной пустыне!
Если соблюотдать элементарные меры безопасности, то полностью безболезненно таковой благотворительностью можно занимамася годами. Соблюотдать меры безопасности – это значит, не принимама никаких выгод (дружбы тех, кому помогаешь, славы и пр.), кроме той единственной выгоды, которой ты не замечаешь, но ради которой трудишься – чувства собственной значимости.
Единственный минус таковой благотворительности – она помогает уйти от реального представления о для себя. Она смягчает боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) и позволяет не поменяться, не 100новиться совершенным, к чему мы все призваны.
Крайней формой данного мотива является глубоко разработанное в психологии «спасательство». Оно ярко проявляется в алкогольных семьях: супруг погибает от опьяненства, супруга погибает от того, что его спасает. Не уходит она потому, что весьма низкое самопринятие, зависима, и мнимое спасение другого человека придает смысл, значимость ее жизни. (А мнимое оно потому, что она боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше гробит его своей заботой, чем выручает.)
Благотворительность по-православному
Святые отцы православия говорят, что добрыми делами следует занимамася ни для чего же иного как для упражнения в любви. Этот мотив можно выразить словами: «Я занимаюсь благотворительностью, потому что сознаю свое несовершенство и желаю обучиться обожать».
Это единственный из рассмотренных мотивов, который основывается на трезвом понимании себя и поэтому является самым психологически здравым и благоприятным. Если человек руководствуется сиим мотивом, он выбирает не то, что ему созодать легче, а то, что, наоборот, вызывает затруднения: ведь только преодоление себя изменяет нас!
Например, трудно для тебя говорить людям добрые слова – выбери то, где это нужно созодать. Трудно для тебя отвлечься от своих интересов и вдумамася в интересы другого – выбери, где это потребуется. Ты брезглив и для тебя трудно физически приблизиться к другому человеку, особенно грязному и дурно пахнущему – выбери то, где для тебя придется это созодать.
У этого мотива нет никаких недостатков, кроме того, что он труден, а если к нему добавляется и осознанное смирение (которое я считаю наилучшим противоядием против выгорания), то занимамася добрыми делами с сиим мотивом можно неограниченное есличество лет.
Полностью православными мотивами, на мой взор, является занятие добрыми делами из покаяния в реальном, осознанном грехе либо в качестве жертвы за душу погибшего близкого для тебя человека. Но это редкие мотивы, а я тут рассматриваю только самые распространенные. Хотя не уверен, что описанный выше «православный» мотив весьма распространен даже в кругу православных. К сожалению, и святых отцов читают не все даже воцерковленные люди.
Как выстраивать свою мотивацию, если ты доброволец?
Как психолог с уверенностью могу сказать, что самооман всегда без исключения приводит к негативным последствиям. Поэтому 100ит набраться смелости, признать свои несовершенства и занимамася добрыми делами исключительно ради совершенствования себя. (Кстати, это помогает и повышению самопринятия тоже и содействует закрытию дна той бочки.)
Разумеется, душа человека всегда в движении, поэтому будут возникать соблазны, ложные смыслы будут стремиться занять пространство истинного. Это как со смыслом жизни: все православные знают, в чем он заключается, но далеко не всегда принимают решения в соответствии с ним, потому что поддаются страстям. И позже расплачиваются. Поэтому нужно смотреть за собой и постоянно возвращать всю свою деятельность и саму жизнь к истинному смыслу.
Как мотивировать добровольцев, если ты руководитель благотворительного проекта?
Есть три выбора.
Первый путь – несколько инфантильный. Мы ведь не руководители коммерческих предприятий, где основной инструмент мотивации – зарплата. Если мы не думаем о атмосфере, о мотивации людей, наша деятельность превращается в лотерею. Как будут трудиться люди, как быстро они выгорят – пускаешь на самотек и будешь только латать постоянно возникающие дыры и разруливать конфликты и расколы.
Хорошо еще, если при всем этом мы сами своей личностью показываем пример верного отношения к для себя и к делу, это хотя и опосредованная, но тоже мотивация. А если наш собственный пример не настолько положителен либо не настолько очевиден?
Второй путь весьма распространен, особенно в нецерковных проектах. Ладно еще, если руководители — далекие от веры и психологии, сами не ведают, где добро, где зло, где здоровье, где болезнь. А если ты православный и понимаешь, на каких страстях играешь? 100ит ли твое доброе дело того, чтобы гробить души твоих соратников?
Третий путь, на мой взор, является наиболее здравым. Это по Богу, ну и про100 логично – чтобы пользу получали все – и те, кто помогают, и те, кто обращается за помощью. Если добро – то добро всецелое, а не как в рисунке инь-ян.
Как этого добиваться, возможны варианты. Поделюсь опытом группы сайтов «Пережить.ру».
Опыт проекта «Пережить.ру»
Когда начали появляться первые добровольцы (в 2006 году), я сразу решил, что в команду будем принимама только тех, кто готов соблюотдать полностью ясную по трудам святых отцов «технику духовной безопасности». Сущность ее в следующем: «Бог за добро плательщик». Например, добровольцы-интервьюеры должны были сразу смириться с тем, что их имени при публикации в 100тье не будет, как это бывает в обычной прессе: «Беседовал такой-то». И сам я и в диалогах на форуме, и в 100тьях подписывался псевдонимом, полностью осознавая свое тщеславие и не хотя давать ему лишнюю еду. (Спустя 5–6 лет начали выходить наши книги, и для их продвижения пришлось начать подписываться своим именем. Конечно, это отразилось на моем самоощущении, и не лучшим образом. «Пусть твоя левая рука не знает, что делает правая», сказано совершенно не напрасно…)
Уже самый первый диалог с человеком, который желает стать добровольцем, я выстраиваю так, чтобы у него не возникло иллюзий, что своим обращением он сделал великое благодеяние человечеству, и его сейчас 100нут восхвалять и носить на руках. Наоборот, на данной 100дии я общаюсь нарочито сухо, благодаря чему люди гордые и тщеславные (не борющиеся с этими страстями) отсеиваются сразу, и экономится много времени. Когда человек уже зарекомендует себя в деле, тогда можно общаться с ним наиболее тепло, проявлять благодарность, не опасаясь его сиим попортить.
Думаю, что при таком обращении здраво настроенный человек ощущает в своей душе и жизни ту «плату от Бога», которая наилучшим образом стимулирует и ведет его. Если б я постарался «оплатить» эту деятельность сам, раздавая направо и налево «спасибо», «молодец» и какие-то почетные 100тусы, то тем только обоворовал бы товарищей, заменив бесценную оплату на что-то дешевое и даже вредное.
Во многих благотворительных проектах добровольцам приходится иметь дело с немытыми людьми, с ранами и экскрементами, в таковых случаях сама деятельность смиряет. В случае же душевной помощи, наставничества в кризисных ситуациях, как в нашем проекте, есть почва для самовозвышения. Приходит, например, на форум женщина, живущая в сожительстве, жалуется на свою неудовлетворенность отношениями, и чтобы посодействовать, необходимо ей как-то объяснять патологический характер самих отношений, в которых она состоит. И тут у добровольца (как правило, воцерковленного православного) возникает соблазн почувствовать себя гораздо выше «всех этих заблудших, которые погрязли в грехах, словно заблудились в 3-х соснах». Если добровольцы начнут возноситься, это будет пагубно как для их самих, так и для деятельности, которую они ведут.
Поэтому и 100ит задача настраивать добровольцев на верный лад. У нас есть что-то вроде устава, где сказано, что познание и совершенствование себя – главная цель нашей деятельности. Ведь общение в интернете не достаточно чем отличается от обычного, и болевые точки вылезают в диалогах с теми, кто обращается за помощью. Все правила модерации и действия администраторов (ведущих добровольцев) выстроены в этом русле: чтобы участники команды действовали по Правде и росли не только как специалисты, да и как люди, как (в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинстве случаев) православные христиане.
Разумеется, не достаточно кто, кроме православных, может долгое время трудиться в таковой системе, поэтому коллектив у нас церковный не только ввиду идеологии проекта, его содержания, да и про100 потому, что благотворительностью на самом деле, а не по форме неправославные занимамася практически неспособны. (Таково мое спорное частное мнение опосля работы с сотнями добровольцев разных мировоззрений в течение 12 лет.) У нас люди или постепенно воцерковляются, или уходят.
Одним из форумов нашего проекта руководит психолог, который с момента создания этого форума постарался выстроить работу коллектива иначе, захотел быть «наиболее добрым», не загонять людей в рамки жесткой дисциплины, саморазвития, понадеялся на их самосознание. Это привело к тому, что сформированный немалым трудом, обученный коллектив администраторов и модераторов через недолгое время в полном составе придумал обиду на него и ушел с форума. Форум остался без команды, пришлось все начинать сначала. Но сейчас уже в наиболее строгих рамках.
Почему излишняя мягкость дает таковой эффект? Ведь вроде бы люди должны быть благодарны? Потому что настоящее доброе дело противно сатане, и он использует все возможности, чтобы его разрушить. А там, где страстям дают волю, возможностей разрушить гораздо больше!
Поэтому если кто-то в нашей команде регулярно вос100ет против какого-то правила, считает, что он лучше, милосерднее остальных, мы не ждем, когда это вызреет в очередной заговор, рас100емся с таковым человеком. С болью (неприятного сенсорного и эмоционального переживание, связанное с истинным или потенциальным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения) и сожалением, но решительда и твердо: лучше потерять одного, чем почти всех.
За 12 лет проект пережил много разных ситуаций в коллективе, выработанная система мотивации позволяет нам плодотворно работать многие годы безо всякого финансирования (небольшие пожертвования направляются на технические нужды и иногда на рекламу). А из добровольцев проекта выросли достойные священники, психологи и про100 хорошие христиане.
Думаю, что полностью возможны православные добровольческие проекты, выстроенные и на других правилах, но наш частный опыт тоже может кому-то понадобиться.