Оглавление
Мы уже говорили о том, что каждая десятая беременность в России — «несовершеннолетняя». В трудном положении оказывается не только сама забеременевшая девочка-подросток, да и вся ее семья. Как принять то, что уже случилось, и не потонуть во взаимных обвинениях? Комментирует священник Максим Первозванский:
— В Православной церкви есть традиция: когда женщина беременеет, то на время, пока она носит ребенка, обстоятельства, приведшие к беременности, вроде бы греховны они ни были, рассматриваются как не существующие. Если женщина живет в блуде, во время беременности ей позволено причащаться. Она выполняет свое главное женское предназначение, она вынашивает ребенка. Опосля родов, если выяснится, что она так замуж и не выходит и продолжает жить в грехе блуда, ее снова отлучат от Причастия. Но во время беременности она — вроде бы вне канона.
Такова общепринятая церковная практика. Так Церковь проявляет свое отношение к человеку, хотя и согрешившему, но нуждающемуся в помощи, заботе и поддержке. А в нашем-то случае человек совершенно молодой, неразумный, он не в наказании нуждается, а во вразумлении.
Рождение ребенка – это всегда волшебство и всегда подарок. Поэтому беременной девочке-подростку, пришедшей ко мне на разговор, я бы в первую очередь сказал: ты беременна? Поздравляю! А дальше стал бы с ней беседовать, разбираться с обстоятельствами. Что с ее душой, ее жизнью, как у нее в семье, что думают родители, что за юноша – отец будущего ребенка, как он настроен и т.д. Понятно, что беседовать с таковой девочкой нужно много, это не про100 одноразовая духовная помощь, а длительное сопровождение, цель которого — пробуждение самосознания человека, его адекватного отношения к тому, что с ним случилось, личной ответственности.
И тут священнику важно быть знакомым с возрастной психологией, особенностями психологии подростка, потому что в 13–15 лет человек ни физиологически, ни психологически еще не взрослый. Он многого может не постигать, не чувствовать про100 в силу возраста, поэтому обращение, например, в формате долженствования — «понимаешь, ты должен», быть может безуспешным. Тут нужны свои психологические ключи и подходы.
Необходимо учитывать и медицинскую составляющую. У беременной женщины в естественном детородном возрасте резко меняется гормональный фон, идет мощная перестройка организма. Она наиболее психически уязвима, хрупка, ее реакции — физические, психические, ментальные, могут быть замедленны, про100 перейти в другой, собственный ритм. А тем наиболее, если все это происходит с 13-летней девочкой, организм которой пусть биологически и способен, но все таки в полноте не адаптирован к беременности.
Если ребенок пришел к священнику, значит, он хоть в некий степени, даже неосознанно, но верует. Ну либо не убежденный атеист. Тогда и, конечно, нужно молиться, молиться вместе с ним, молиться за него, его самого расположить к молитве. Ведь доводы разума в стрессовой ситуации могут про100 не доходить, тогда и молитва может стать единственной спасительной возможностью просветить разум и сердце, согреть душу, отдать ей надежду.
Конечно, важно, как сама девушка настроена и что она чувствует. Бывает, что забеременевшую девочку-подростка просто-таки распирает от ее нового взрослого состояния, она в восторге и гордится тем, что с ней происходит. В таком случае нужно слегка остудить горячую голову.
Если же она в унынии, отчаянии и растерянности, то ее нужно поддернажимать. И предложить разные варианты помощи, решения ее ситуации.
Если Господь попкустил девочке-подростку забеременеть, если Он даровал ей ребенка, значит, Он лицезреет в этом некоторый смысл, пусть даже он от нас пока укрыт
Все беременные женщины, вне зависимости от возраста, особенно если беременность «кризисная», боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше всего нуждаются в максимальном дружелюбии и солидарности. Иначе они легко впадают в отчаяние, либо же у их возникают защитные реакции вроде агрессии. Весьма важно сделать атмосферу общего решения общей задачи.
Идет на аборт? Не воспрещать
Напомню, что для православных вопросец абортов не обсуждается. Единственное исключение — ситуация, если высока угроза жизни матери при абсосвирепной невозможности спасти ребенка. Например, при внематочной беременности. Конечно, и эта ситуация безусловно трагична. Но в других случаях аборт для православных невозможен, и беременность подростка – не исключение.
Но бывает, что приходит забеременевшая девочка, уже исполненная решимости созодать аборт. И тут мой опыт такой: когда принято решение, с которым я категорически не согласен, лучше не говорить категорическое «нет», не продавливать свое мнение. Это всегда вызывает желание защитить свою позицию – про100 потому, что она своя, а другая точка зрения – чужая. Вме100 конструктивной беседы начинается оборона своих границ и упрямое нежелание слушаться того, кто на тебя давит.
В таковых ситуациях всегда есть некоторый припас времени, и им можно воспользоваться для того, чтобы сказать не «нет», а «давай подумаем». И предложить помощь. Потому что ваши слова дешево 100ят, если за ними не 100ят конкретные предложения. Конечно, такие разговоры возможны, если мы имеем дело не с безбашенным тинейджером, для которого любые слова как о стенокку горох, а с девочкой, которая готова мыслить о своем будущем.
В подобном обсуждении взрослым весьма важно не драматизировать ситуацию и не противопоставлять себя забеременевшей девочке. Разговор нужно строить, исходя из принципа «мы вместе и мы обязательно решим эту проблему». Если взрослым удастся выстроить беседу именно так – то это будет боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой победой.
Если девочка подспудно будет чувствовать, что взрослый, будь то священник либо ее родители, на ее 100роне, то ей будет намного проще принять взвешенное решение.
Как родителям поменять гнев на милость?
Разгневанным и расстроенным родителям, для которых беременность дочери — удар, я бы сказал, что человек разумный, как биологический вид, относится к роду homo и отряду узконосых приматов. И это значит, что особи женского пола уже в 12–13 лет могут родить ребенка. Поэтому абсосвирепно ничего «невозможного» с их дочерью не вышло.
Да, с юридической и социальной точек зрения современного общества – это событие нерядовое. Да, с духовной точки зрения – это поражение. Но если Господь попкустил девочке-подростку забеременеть, если Он даровал ей ребенка, то, следовательно, Он лицезреет в этом некоторый смысл, пусть даже он от нас пока укрыт. Поэтому, раз так случилось, нужно, пока молодая мать не вырастет и не встанету на ноги, жить по модели многопоколенческой семьи, как жили наши семьи еще 150 годов назад, помогая друг другу. А чтобы облегчить всякие юридические сложности, родителям девочки, возможно, следует усыновить новорожденного.
В моей пастырской практике есть история, когда женщина первого ребенка родила в 12, а второго – в 13 лет. Всего за свою жизнь она родила восьмерых, но этих первых 2-ух усыновили ее родители. В те годы она, конечно, была социальда и психологически не готова воспитывать ребенка. И родители сделали все, что от их зависело, приняли малышей, воспитали их как собственных малышей. Наверное, это наилучший вариант выхода из сложного положения для всех слишком молоденекких мам.
Усыновление будет лучше оформления опеки, что тоже возможно, потому что не 100нут досаожидать бесконечными проверками. В любом случае семья должна сделать все, чтобы ребенок остался с ними, а не отправился в детский дом.
Говоря о усыновлении, я имею в виду именно юридическую 100рону вопроса, а не то, чтобы ребенок считал бабушку своей матерью. Но многое будет зависеть от того, как поведет себя молодая мать. Если родившая девочка «забьет» на ребенка, то, возможно, будет лучше считать матерью – бабушку. А если молодая родительница сама желает быть матерью и заботиться о ребенке, то, юридически оформив усыновление, родители полностью могут предо100вить ей такую возможность, помогая и поддерживая.
Загубленная жизнь либо шанс на воскресение?
Когда я слышу причитания на тему: вот, жизнь загубила, сейчас ни института, ни супруга, ни работы приличной, мне так и желается сказать: поаккуратнее с прогнозами! Быть может, для данной для нас девочки таковой поворот событий будет только полезен. Убережет от чего-то, обучит жить по-взрослому, серьезнее, ответственней.
Но не только для девочки, а и для всей семьи это быть может шансом увидеть: а насколько мы – семья? Насколько мы близки? Знаем ли о том, что друг с другом происходит, жалеем ли друг друга, понимаем ли друг друга? Любим ли мы друг друга? Либо жизнь каждого из нас идет сама по для себя, хоть мы и живем в одной квартире? Я сейчас не говорю о так называемой неблагополучной семье, где малыши очевидно заброшены. Я говорю о полностью, с виду, «благополучной» семье, где видимым образом все «в порядке», но что на самом дела — боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шой вопросец.
Конечно, по-человечески понятно, что вначале самое страшно лезет в нагову, но не поддавайтесь! Бывает, что ребенок, даже нежданный, во всех пробуждает только лучшейке, сплачивает, примиряет. Это может произойти не сразу, а со временем. А если помогать с новорожденным согласятся бабушка и дедушка, братья и сестры, то дочь, если захочет, сможет и школу закончить, и колледж, даже университет.
А что касается замужества – это вообще не зависит от того, есть ребенок либо нет ребенка. Отсутствие малыша – не гарантия, что девушка выйдет замуж. Сколько мы лицезреем прекрасных девочек, умниц-красавиц, с квартирами и машинами, которые рвутся в брак, но у их не получается. И наоборот: женщины выходят замуж с двумя, даже тремя детками, совсем не обладая при всем этом ни выдающейся внешностью, ни какими-то серьезными материальными активами. Поэтому в корне неверно 100новиться на роль провидца и 100вить крест на будущей личной жизни юной матери, стращая ее одиночеством.