Оглавление
Знаете ли вы, что семена будущих ссор лежат в каждом из нас с самого рождения? В некий момент про100 срабатывает внутренний переключатель и мы, иногда даже не понимая этого, сами начинаем вспахивать почву для конфликтов — с близкими, нашими знакомыми и незнакомыми в социальных сетях, политическими оппонентами, соседями по квартире, транспорту и т. д. Ученые отлично изучили механизмы ссор. Но вот почему тысячи лет не удается вытравить эти механизмы у сознательного и стремящегося к добру и свету «венца эволюции» — наука до сего времени ответить не может. В отличие от христианства.
Людям собственныйственно ссориться. И в этом есть некий нелепый парадокс: ведь ни один человек на земле, даже самый склочный и конфликтный, не скажет, будто ссора есть благо. Все понимают, что жить в мире друг с другом — хорошо, а ссориться — плохо. Однако на уровне практики мы наблюдаем совершенно иную картину. Ссоры входят в жизнь человека буквально с того момента, когда он начинает активное общение с другими людьми. Личная история ссор начинается для каждого из нас еще в детской песочнице, когда мы не можем поделить с другими расправапузами лопатку, куличики либо игрушечный грузовик. Матери и бабушки 100рались объяснить нам, что это нехорошо. Это впоследствии говорили воспитатели в детском саду, а позже — учителя в школе. Но жизнь прямо свидетельствовала о обратном: чем старше и умнее мы 100новились, тем боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше поводов к ссорам входило в нашу жизнь, и все боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше усилий требовалось для того, чтобы сохранить мир с другими людьми. Даже самые близкие и обожаймые оказались не застрахованы от конфликтов и раздескатьвок. Ссорятся супруги и супруги, враждуют малыши и родители, а библейский рассказ о начале родовой жизни человечества начинается со страшного факта: первенец Адама и Евы стал убийцей, второй их отпрыск — его жертвой.
Бесконечные войны, притеснения слабых, насилие, торжествующая несправедливость, жестокие преступления и не наименее жестокие наказания за их, обиды, предательства, измены — вот общий план человеческой истории.
Но точно так же на всем её протяжении можно наблюотдать и стремление людей к миру, к дружбе, к братскому единству. Так кто же мы друг другу по своей природе — братья либо враги? И где находится тот «переключатель», который превращает полностью доброжелатель- ных людей в непримиримых врагов?
ЧУЖИЕ
Неважно какая ссора начинается с разделения. С того, что человек либо группа людей вдруг 100но вятся тебе чужими. И не так важно, по какой причине это происходит. Потому что причин быть может великое множество, а результат разделения всегда один и этот же: ты пере100ешь воспринимама этих людей как своих, проводишь черту между ними и собой, начинаешь относиться к ним иначе. Говоря проще, ты пере100ешь их обожать. Дальше, ссора может развиваться по-разному. Кто-то раскручивает маховик взаимных претензий до открытого конфликта, кто-то тихо накапливает обиды, чтобы позже выплеснуть их разом в один момент, а кто-то про100 навсегда хоронит память о некогда близком человеке в дескатьчаливом забвении. Но всё это происходит позже, когда уже проведена черта, отделяющая «своих» от «чужих».
Поэтому так важно осознать, что все-таки движет нами при проведении данной для нас черты. Иногда причина бывает весьма серьезная — ересь, пре- дательство, жестокая обида. Но гораздо почаще люди ссорятся из-за таковых пустяков, что и сами позже не могут осознать, что все-таки оттолкнуло их друг от друга. В Библии сказано: Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она (Притч 17:14). Маленький ручеек, начавший размывать плотину, куда проще остановить, чем поток воды, хлещущий в сделанную им промоину. Точно так же проще остановить себя еще на ранней 100дии ссоры, когда мы только-только собираемся провести эту роко- вую черту. Но в том и загвоздка, что весьма нередко мы даже не замечаем момента, когда человек 100новится чужим для нас, когда его слова, поступки, записи в блоге мы вдруг начинаем воспринимама как агрессивные.
И тут важно знать о некоторых психологических механизмах, которые, как это ни государствно, могут подтолкнуть нас к такому разделению практически помимо нашей воли.
НЕ ВИНОВАТАЯ Я!
Вот простой вопросец: что мы думаем о человеке, когда он не отдает нам в срок денекги, взятые взаймы? Наверное, скорее всего, это будет нечто вроде недовольного бурчания про себя: «Вот и помогай таковым… Вот и веруй его обещаниям… А я‑то задумывался, он обязательный мужчина…» Мы можем никак не проявить этого снаружи, однако мнение о таком человеке у нас сложится полностью определенное, и его оценка в наших глазах существенно свалится.
Но если вдруг получится так, что мы сами не сможем вернуть долг к назначенному времени, это вызовет у нас совершенно другие мысли и эмоции: «Да, конечно, нехорошо получилось… Но ведь это не потому, что я собираюсь присвоить эти денекги. Про100 на работе задерживают выплаты… А здесь еще, как назло, дочку пришлось везти в платную поликлинику… И штраф нужно было заплатить в ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения — ведомство МВД России, которое осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения)… И вообще, я их обязательно отдам. Только позже. Тем наиболее, что вроде бы и не требуют…»
Другими словами один и этот же вариант поведения мы в первом случае склонны объяснять личными качествами человека, но немедленно объясняем такое же поведение ситуативными обстоятельствами, если идет речь о нас самих. Проще говоря, другой человек не отдает долг вовремя потому, что он необязателен, забывчив либо вообще норовит зажилить чужие денекги. Но мы-то, конечно же, не таковы, про100 у нас в сей раз так всё неудачно сложилось.
Однако если идет речь не о порицаемом действии, а о чем-либо положительном, наши оценки в мгновение ока поменяют символ: собственный фуррор мы непременно будем объяснять себе своими достоинствами, талантом и упорным трудом, ну а фуррор другого в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шей либо меньшей степени отнесем к ситуации — дескать, повезло человеку, так ему фишка этогоденька легла.
В психологии это явление называется фундаментальной ошибкой атрибуции, и заключается она в склонности человека объяснять неблаговидные поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение такого же рода — внешними обстоятельствами. Если же идет речь о поступках достойных, то в данной для нас формуле про100 меняются знаки: собственное поведение объясняется личными качествами, а поступки других — ситуацией. Например, если на лекцию в университете опозотдал твой сокурсник, значит он непунктуален, безответственен, и не умеет распределять свое время. Но если на лекцию опозотдал ты, причина будет уже в глючных китайских будильниках, сломавшемся трамвае, бесконечных утрених пробках и вообще — в бездарной организации городского движения.
Говоря проще, фундаментальная ошибка атрибуции описывает некоторое иррациональное стремление человека оправотдать себя даже в тех ситуациях, которые он сам считает недопустимыми для всех остальных. Только весьма внимательные к своему внутреннему миру люди способны заметить в для себя эту, казалось бы, очевидную пристрастность в оценках. В боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шинстве же случаев, подобное самооправдание даже не отслеживается человеком, автоматически создавая почву для потенциальных ссор и размолвок.
ВНИМАНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ!
Полвека вспять во время проведения психологических исследований в бойскаутском лагере был обнаружен интересный эффект. Из подростков сформировали две группы,
которые должны были участвовать в соревновании по различным видам скаутских навыков. В конце первой фазы эксперимента (разделения бойскаутов на две различные группы) сформированным группам сообщалось о существовании друг друга. Этого события было достаточно для того, чтобы еще до создания условий реального соревнования в каждой группе возникло неприязненное отношение к соперникам: зазвучали прозвища, унизительные насмешки и другие оскорбительные комментарии участников разных групп в адресок друг друга.
Сначала исследователи предположили, что эту враждебность порождает факт сорев- нования — восприятие членов другой группы как соперников, стремление победить хоть какой ценой. Но впоследствии оказалось, что решающим моментом тут является само разделение на «своих» и «чужих», осоз- нание принадлежности к группе на основа- нии любого, даже самого незначительного критерия. Это выяснилось в результате следующего эксперимента, который был проведен с учащимися одного из британских колледжей. Сейчас испытуемых уже не соби- рали в команду. Все задания выполнялись индивидуально, и ребята ничего не знали о других участниках. Каждому мальчику предлагалось посмотреть на две картины и избрать ту из их, которая ему боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше понравилась. Подвох заключался в том, что это были полотна художников-авангардистов П. Клее и В. Кандинского с примерно одинаковым набором абстрактных фигур и цве- товых пятен. К тому же картины не были подписаны, поэтому даже привязка к имени художника была исключена. Опосля просмотра определенного есличества таковых пар ребятам сообщалось, что почаще им нравились картины того либо иного автора, поэтому они попкадают в группу «обожайтелей П. Клее» либо «обожайтелей В. Кандинского» соответственно. В действительности же экспериментаторы даже не собирались фиксировать нередкоту предпочтения картин того либо иного художника. Все заполненные участниками таблицы здесь же выбрасывались в мусорную корзину, а распределение проводилось в случайном порядке, чтобы окончательно исключить возможность какого-либо объективного признака при формировании групп.
Опосля того как мальчиков таковым хаотичным методом поделили по группам, они получили следующее задание. Каждому участнику нужно было заполнить платежные карты, где определялась сумма, выплачиваемая остальным испытуемым за участие в эксперименте. Результат был ошеломляющим. Ребята все как один начислили боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше средств пред100вителям «своих». Этот эксперимент многократно повторялся в различных формах и вариациях, но результат всегда был неизменным: участники переплачивали «своим» и обделяли «чужих», никогда не увидев тех и этих в лицо, не зная их имен. Вообще ничего о их не зная, кроме их установокной принадлежности, которую организаторы определяли, подбрасывая монетку.
Этот принцип получил в психологии название «минимальная групповая парадигма». Сущность его в том, что осознав даже самую минимальную принадлежность к некоей группе, человек здесь же теряет объективность оценки, и начинает отдавать предпочтение «своим».
Такое действие тоже совершается нами автоматически, неконтролируемо. Однако последствия его мы можем наблюотдать уже в детстве, когда совершенно еще маленькие первоклашки вдруг без всяких причин начинают придумывать оскорбительные дразнилки для таковых же крох из соседнего класса. Позже таковая бессмысленная вражда проявляется у определенной части молодежи, интересующейся на улице у незнакомого ровесника
«Эй, ты с какого района?» Ну а дальше, во взрослом возрасте, люди начинают реализовывать минимальную групповую парадигму в своих политических, религиозных, мировоззренческих взорах.
И вот уже в социальных сетях вчерашние друзья насмерть рубятся, оказавшись по разные 100роны баррикад в своем отношении к украинским событиям, к Путину, к санкциям. И не понимают, что грамотные пропагандисты умело развели их на две группы, запустив механизм вражды, в котором уже не имеет значения, по каким признакам эти группы сформированы. Как только человек осознал, что в одной из групп он «собственный», его поведение — независимо от его желания — в боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)шей либо меньшей степени начинает определяться минимальной группо вой парадигмой.
В СОСТОЯНИИ ЭФФЕКТА
Еще есть целый ряд психологических автоматизмов, которые могут определять наше поведение и эмоциональное состояние, создавая ситуацию ссоры там, где мы вроде бы и не думали ссориться. Например, т. н. эффект первичности, когда самая первая информация о незнакомом человеке 100новится для нас определяющей. В народе издавна принято считать, что первое впечатление — самое точное. И хотя жизнь то и дело опровергает этот сомнительный тезис, толика истины в нем все таки имеется. Только не о точности здесь следует говорить, а о силе воздействия. Первое впечатление от знакомства с человеком самое сильное. И когда оно оказывается ошибочным, изменить его весьма непро100: наша психика будет «цепляться» за него, отвергая полностью очевидные факты. Если уж показался нам человек при первой встрече подозрительным, хитрым и двуличным типом, значит, и дальше мы в каждом его действии подспудно будем находить возможное лукавство, хитрость и обман.
Нечто похожее представляет собой эффект ореола — когда одно из свойств человека 100новится определяющим для оценки его личности в целом. Так, Иван Тургенев только однажды повел себя не многодушно во время пожара на пароходе. И на всю жизнь оказался в глазах светского общества человеком пугливым и нерешительным. Никого не интересовало, что в ту пору он был всего только восемнадцатилетним мальчишкой, которому весьма не хотелось умирать в настолько молодом возрасте. Даже опосля смерти писателя продолжали попрекать сиим досадным инцидентом.
А еще есть эффект авансирования — когда к разочарованию в человеке приводит отсутствие у него положительных свойств, которые мы же сами ему приписали ранее. Есть также эффект физиогномической редукции — когда по внешности человека мы делаем некоторые заключения о его личности.
Есть эффект ожидания — когда, решив, что человек может нехорошо повести себя в отношении нас, мы непроизвольно провоцируем его на ожидаемое нами поведение. Перечислять психологические механизмы, способные привести людей к ссоре, можно еще долго. Но сущность, наверное, уже понятна: в нашей психике есть множество «включателей», которые срабатывают помимо нашего сознания. И контролировать их влияние на нас можно, только зная о их существовании.
Так откуда же в человеческой душе взялись эти загадочные «троянские программы», приводящие людей к вражде и ссорам там, где они даже и не собирались конфликтовать? Здесь психологическая наука умолкает. Обнаруживой в человеке все эти эффекты, она так и не сумелла внятно объяснить причину их возникновения. Очевидно только, что все это какие-то разновидности защитного поведения, группового либо индивидуального, весьма похожие на аналогичное поведение животикных в стае. А животикными движут весьма простые, но весьма действенные принципы — удовольствие и ужас. К сожалению, в психологических автоматизмах человека мы тоже навряд ли найдем что-либо другое, кроме этих 2-ух «двигателей». В науке это сходство людей и животикных объясняется эволюционным методом развития человека. Однако в христианском вероучении можно увидеть принципиально другие причины такого сходства.
ЛЮДИ И ПАВИАНЫ
Опосля грехопадения человек, согласно учению Церкви «…скотам бессмысленным приложихся». Смысл этого определения в том, что изначально в человеке не было животикных потребностей. Он получал жизненную силу от непосредственного богоощения, отличаясь сиим от всего остального мира {живых} созданий на Земле. Он имел тело, но не нужотдался в еде и питье, не боялся болезней, одичавшие животикные его не трогали, поскольку видели в нем владыку мира, полномочного пред100вителя Творца, каким и был задуман и сотворен человек. Отпав же от Бога, он оказался вписан в контекст всего материального мира, подпал под общие для этого мира законы, и действительно оказался — «словесным животикным» (по слову святителя Григория Нисского), отличающимся от всех прочих {живых} созданий только наличием разума и способностью свои природные собственныйства обращать в ущерб как для себя, так и окружающему его миру. Поэтому с христианской точки зрения все животикные проявления в человеке полностью можно объяснить не эволюцией, а — инволюцией, — падением первозданного человека ниже собственной человечности, с опослядующим культурным развитием, растянувшимся на тысячелетия. Но, несмотря на все видимое многооразие сотворенной им культуры, определяющими мотивами человеческой деятельности падшего человека так и остались те же, заимствованные у животикных мотивы — желание наслаждения и ужас перед страданием.
И все наши ссоры друг с другом в конечном счете определяются именно этими животикными движениями души. Мы или защищаем от других людей свои удовольствия, или боимся, что нам причинят боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение). И не так важно, что эти боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) и удовольствие могут быть не физиологическими, а душевными — на то мы и люди все-же, а не павианы. Но сам факт такого «обезьяньего» поведения весьма печален и унизителен для любого человека, осознающего себя не высокоразвитым приматом, а образом создавшего нас Божества.
ШКОЛА ПРИМИРЕНИЯ
Конечно, обозначить причины наших ссор и обид и с духовной, и с психологической точки зрения куда проще, чем отдать конкретные советы по их преодолению. Ну и нету их, общих для всех советов. Тут у каждого человека — собственный путь, на котором ему помогут и духовник, и психолог. Но главное, чтобы сам он решился двигаться по этому пути, и понимал, что состояние непримиренности — это прежде всего опасность для него самого.
Если говорить о Церкви, то огромной помощью, можно даже сказать, школой примирения является для верующих людей Таинство Покаяния и церковная исповедь. На самом деле дела, исповедание своих грехов перед священником — это и есть признание ненормальности такого положения дел, когда человек уверен, что он во всем и всегда прав, когда он живет в состоянии войны с другими, позволяет для себя кого-то ненавидеть и не возлагает на себя никакой ответственности за это. Исповедь — весьма мощный способ прийти к правильному состоянию души и обучиться жить в мире. Но для этого нужно не про100 каяться в соделанном, но твердо решить никогда боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение)ше не возвращаться к исповеданному греху, пытаться изменить себя, работать над собой.
Семья тоже может оказаться школой примирения. Бывает так, что совершенно еще маленький ребенок, даже четырех либо 5летний, не может заставить себя сказать «прости», когда он виноват. Здесь родителям важно быть весьма внимательными и постараться сделать так, чтобы ребенок не стыдился и не боялся, а сообразил, что признание своей вины — это благо и облегчение прежде всего для него самого. И конечно же, лучшим примером для этого являются сами родители. Если папа и мать во время семейных ссор сами способны сказать друг другу «прости», ребенок усвоит такую модель поведения без особых заморочек.
И, наконец, есть самое эффективное средство от ссоры — эту ссору про100 не затевать. Наверное, каждый замечал за собой, что, обидевшись на огорчившего нас человека, мы спешим из соображений самозащиты побольнее «ударить» его словом в ответ. Ну а если брать нынешнее общение в Интернете, то это про100 хре100матия специально индуцированных, «наведенных» ссор, которые люди (зачастую, достаточно умные и даже считающие себя христианами), сами же и провоцируют полностью сознательда и со государствным убеждением, что в этот момент они могут позволить для себя жить не по Евангелию…
КАК УБИТЬ В СЕБЕ ЗВЕРЯ?
Первый грех в райском саду расколол мир человека, как брошенный гранит раскалывает зеркало. Отпав от Бога, люди уже не могли сохранить единство и между собой, каждый оказался на своем осколке некогда единого прогосударствства любви. Неважно какая ссора — разделение. Но самое первое разделение в мире произошло, когда по подсказке сатаны человек нарушил заповедь о невкушении плодов с древа познания добра и зла. Сиим он вроде бы сказал Богу: «Ты говоришь, “не вкушай этих плодов, потому что умрешь”? Я Для тебя не верю. Сатана говорит, что, вкусив их, я 100ну во всем равен Для тебя. А значит, смогу жить без Тебя». Это душевное устроение и оказалось тем страшным результатом нарушения заповеди, о котором Бог предупреожидал человека.
Жизнь человека без Бога оказалась всего только жизнью высокоорганизованного животикного, боящегося страданий и стремящегося к наслаждениям. И мера нашей подлинной человечности заключается как раз в способности преодолевать в для себя эти животикные начала, подчиняя их заповедям Евангелия. Психологические механизмы нашего падшего естества совсем не оправдывают наше поведение. Они только указывают на его поврежденность и глубочайшейке наше отличие от того образа совершенного человека, который можно увидеть в евангельском описании Хри100. Мы не найдем в Его поведении никакого действия психологических механизмов, о которых шла речь в данной для нас статье.
Потому что любовь не разделяет людей на чужих и своих. А там, где это разделение наблюдается, любви уже нет места. Поэтому каждый из нас в отношении к другому человеку, на самом деле, всегда 100ит перед выбором — уподолупиться животикному либо уподолупиться Христу.
Для первого варианта особых усилий прилагать не придется: наша поврежденная грехом природа все сделает за нас сама. А вот второй можно осуществить только по рецептам, данным в Нагорной проповеди. Это лекарство поначалу может показаться горьким на вкус: мириться с обиженными, прощать обидчиков и должников, благословлять ненавидящих тебя — все это для падшего человека весьма непро100. Но хотя бы однажды поступив так ради Хри100, уже невозможно запамятовать мир и удовлетворенность, прорастающие в душе из зерна исполненной евангельской заповеди. Только так — мирясь, любя и прощая — и возможно преодолевать в для себя животикные движения души. Потому что только тогда, через все защитные механизмы нашей психики, постепенно, словно изображение на закопченной иконе, в нас начнет проступать подлинная наша сущность — образ и подобие Хри100. И совсем не повод горевать, если ошибка уже произошла и между близкими людьми пробежала трещинка.
В эти Рождественские деньки самое время заняться вос100новлением сожженных мостов, и разрушением глухих стенок, отделивших нас друг от друга. Нужно только поверить Евангелию и сделать хотя бы один шаг навстречу тому, кто вдруг оказался тебе чужим. Все остальное поможет сделать Господь, ведь Рождество — время чудес. И в этом совершенно нетрудно убедиться, став соработником Богу в творении этого удивительного чуда — примирения с ближним.
