Поколение, неспособное выживать и ненужное семье – мы сами их воспитали

Благими намерениями, как говорится, вымощена дорога в ад. Другими словами желали как лучше, а вышло… То, что вышло, беспокоит, если прочесть пристально эту статью…

Эти детки в классическом смысле не нужны и не необходимы семье: они не могут претендовать на всеполноценных помощников по хозяйству (их одних на улицу-то толком не выпустишь), им недозволено доверить младших братьев и сестер, от их не дождешься добровольческой помощи и огребешь по полной, если посмеешь вести себя авторитарно и диктовать родительскую волю.

Ранимые сотворения, привыкшие брать и не научившиеся давать. В неком смысле они лишены пола и возраста: фиалочки, не планирующие становиться матерями, мальчишки, не стремящиеся к ответственности и защите слабеньких. Они не станут взрослыми ни в 7, ни в 14, ни в 18, ни в 21 годик, а к 30 годам как и раньше будут именовать себя девченками и мальчуганами… Обычная система ценностей и ролей для их уже не животрепещуща, да и новейшей нет.

Предки лелеют надежды, что юные люди захочут не только лишь получать наслаждение от жизни, да и стать специалистами, вот лишь вокруг так не много историй фуррора и настолько не мало обедневших классных профессионалов, подрабатывающих в службах по доставке пищи, что назойливо говорить о ценности высшего образования и проф достижений становится неудобно.

Но ужаснее всего, что для родителей детки оказались нескончаемой обузой, отнимающей прорву сил. Это для тебя не старенькые добрые времена, когда родила, руки-ноги отдала, и сиим уже молодец. Сейчас всё по другому. Дай репетиторов, дай телефоны, дай обучающие лагеря и отдых на море, дай няню и наилучшую школу, дай модную одежку и милосердно терпи все заскоки, капризы, дай право на самовыражение, ошибки, ничего не проси взамен и прими как данность, что ребенок нескончаемо длительно не будет взрослеть.

Мне кажется, мы сделали «снежинок» в тот момент, когда избрали сохранность малышей и отобрали у их свободу, право на самостоятельность. Ну, ок, не мы лично, предки оказались только частью системы, винтиками и шестеренками, тупо проморгавшими необратимые перемены.

В конце XIX века в массы пришла мысль педоцентризма, в рамках которой психологи и преподаватели начали пересматривать необходимость периодического и планомерно организованного воспитания, делая ставку на самовыражение и творчество ребёнка. Эта мысль имела большенный фуррор и распространение, родителям были близки и взоры итальянки Марии Монтессори, и нашего соотечественника Константина Вентцеля, говоривших практически о одном: ребенок должен расти вольным, авторитаризм недопустим, беспощадность в воспитании – тем наиболее. Главными должны стать слова «особенность» и «любовь».

Этот благостный подход показался заманчивым и многообещающим не только лишь родителям. Коммерсанты и страны стремительно сообразили, какую конкретно выгоду можно извлечь из массовой гуманизации родительства и юношества. Бизнесмены быстро масштабировали промышленность употребления.

К концу ХХ века все уважающие себя магазины обзавелись детскими отделами с новостями моды для подрастающего поколения, развивающими игрушками, особым питанием и пр. Предки подобного обилия не могли дозволить самим для себя, зато возник шанс отдать всё наилучшее сходу детям. Это ведь конкретно то, что охото создать для собственных возлюбленных, да? Пусть хоть они будут счастливы…

А про задачи, сопряжённые с переизбытком вещей и тем, что предки растрачивают огромную часть времени на заработок средств ради ненадобного употребления во вред общению с детками, гласить оказалось не принято.

Если любишь – покупай и вытерпи

Страны тоже не проигнорировали новейший тренд на неслыханное ранее чадолюбие, стремительно сориентировались, что ответственность за образование, здоровье и сохранность подрастающих людей можно просто переложить на плечи рачительных родителей. Да, доступность всеобщего образования и мед помощи обещана, от этого никто не отрекался. Но какого свойства?

<…>

Школы в особенности быстро интегрировали таковой подход. Практически в считанные годы в почти всех странах, от Южной Кореи до Рф, стала мемом фраза: вы плохо занимаетесь с ребенком дома. Выполнение домашней работы и занятия с репетиторами оказались уделом пап и мам. (Справедливости ради отмечу, что в это время ряд государств (Испания, Италия, Финляндия и др.) совсем отрешаются от домашних заданий, так как они ведут к дискриминации – в каких-либо семьях папы и матери имеют достаточные компетенции и могут посодействовать ребенку, к примеру, с арифметикой, какие-то – нет; у кого-либо есть ресурс на репетиторов, а у кого-либо его нет и т. д.)

Отдельного внимания заслуживает тема сохранности. Если ранее даже пятилетние детки могли без помощи других гулять на улице, а те, кому 7-9 лет, – забирать братьев и сестер из детских садов, то сейчас эта практика практически пропала, предки не имеют права выпускать собственных чад без сопровождения. Согласитесь, на улицах довольно бомжей, наркоманов, незаконных мигрантов и недостаточно патрулей, инфраструктуры для защиты малышей (где тот дядя Стёпа-Светофор, к которому побежит ребенок в случае угрозы?)

Строго говоря, родителей никто не обязует аккомпанировать малышей в круглосуточном режиме, но по факту, в случае первой же проблемы они попадают под административную ответственность за неисполнение либо ненадлежащее выполнение легитимными представителями несовершеннолетних обязательств по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.

Вы оставили малыша 1-го дома, и он ошпарился кипяточком? Ювенальная юстиция идёт к для вас…

Индивидуальностью ситуации сделалось то, что правительство взяло на себя часть вопросцев, касающихся сохранности, переведя их в плоскость контроля: камеры слежения и охрана наличествуют практически в каждой школе, оповещение родителей о входе/выходе с местности школы по SMS, электрические дневники т.д. Прогулять школу и не создать уроки сейчас не так и просто. Ну и совершенно тяжело создать что-либо без контроля взрослых. Расписание денька задается родителями и учреждениями образования, посещение школы и внешкольных занятий строго фиксируется системами наблюдения, прогулки вне надзора взрослых исключены либо практически исключены, выполнение учебных заданий учитывается в электрическом дневнике… И у малышей нет места для взросления, самостоятельного выбора. За их уже все принято решение.

Стремясь к любви и всеобщему процветанию, мы ненамеренно сделали кутузку завышенной комфортности для наших миленьких деточек. Её индивидуальностью стали необычных масштабов надзор (в том числе благодаря девайсам, приложения в каких человеколюбиво именуются «Детская сохранность» и «Родительский контроль») и подмена физического насилия – психическим давлением.

Предки больше не лупят малышей, они их убивают морально, лишая свободы и самостоятельности, превращая в комфортных бесполезных созданий, основная ценность которых оказалась заключена в школьных успехах и отсутствии заморочек. Они приучивают малышей покорливо жить в ситуации неизменного слежения и равномерно запамятывают сами, что кандидатурой контролю быть может доверие…

Мы все оказались в ловушке: с одной стороны, педоцентризм и детоцентризм, не оскорбив чувства малышей, с их тяжело что-либо востребовать, пусть даже убраться в собственной комнате и приготовить ужин на семью. Необходимость обеспечить малышей всем наилучшим сходу кажется неминуемой и обычной (как иначе-то?).

При всем этом современные предки сталкиваются с колоссальной незащищенностью и ответственностью (им больше не в помощь ни родные бабушки (почти все обязаны либо желают работать, а не посиживать с внуками), ни правительство, ловко сыгравшее на родительской любви, ни учителя и врачи, перегруженные и часто просто труднодоступные) и полным отсутствием соц лифтов. Из-за крайнего происшествия предки врубаются в гонку за призрак удачного грядущего малышей практически с младых ногтей: нужно пристроить в садик при правильной школе, содействующей с институтом, нанять репетиторов, чтоб «ребенок тянул», платно учить в институте, чтоб – дай Бог! – выросшее чадо имело достойную работу и заработную плату.

Но к этому светлому деньку вольной взрослой жизни детки приходят без опыта кое-какой самостоятельности, без опыта структурирования вольного времени и опыта нарушения норм. А без всего перечисленного повзрослеть тяжело. Они, скажем прямо, совершенно не похожи на спартанцев, которые, если веровать описанию Плутарха, взрослели, переступая порог допустимого.

Наши детки вправду похожи на снежинок. Хрупкие, нестабильные, не парные, готовые к жизни в мире, которого не существует.

Создатель: Анна Кулешова, социолог, мать троих малышей

Новое видео:

Уютный дом