Мы часто отождествляем создателей произведений с их героями. Думаем, не может же такие глубочайшие и прекрасные строчки написать нехороший человек… А правда в том, что, как пишет Анастасия Миронова, создатель и литература не постоянно идиентично красивы. Талант выпадает случаем….
В сети часто дискуссируют (и осуждают) Марину Цветаеву. Точнее ту главу ее биографии, в какой поэтесса дала дочерей в приют, где младшая скончалась от голода. Публика шокирована. Как могла уморить дочку голодом создатель строк «Воспоминанье очень давит плечи»?
Да просто!
Она всего только не обожала дочь.
Мещанин при встрече с искусством постоянно склонен совершать две ошибки. Он, во-1-х, отождествляет творцов с героями их произведений, а во-2-х, обожествляет и превозносит хоть какого человека, имеющего отношение к высочайшей литературе, живописи, музыке. И эти две наклонности мешают обыденным людям услаждаться искусством. Поэтому что они не желают веровать, что талант и мораль несовместимы.
Да, дочь Цветаевой погибла от голода. И не попросту погибла, а в то время, пока у мамы сохранялись ценности и была работа. Цветаева опосля революции осталась с новорождённой Ирой и пятилетней Ариадной. Супруг поэтессы ушёл с белоснежной армией. Она в 1-ые послереволюционные годы работала в различных русских структурах: то в Наркомате по делам национальностей, практически — органе цензуры, то в Наркомпросвещения. Получала какую-никакую заработную плату.
Много и плодотворно писала стихи, пьесы. Участвовала в поэтических вечерах, прогуливалась в гости, заводила отличные знакомства. Младшую дочь при всем этом запирала дома, привязав к ножке кровати. Старшую нередко ссылала к тётке. Ира от недоедания медлительно развивалась, практически не гласила, чем весьма раздражала тщеславную Цветаеву.
В 1919 году она отдаёт малышей в приют. Подбрасывает, как беспризорников. Не приезжает к ним — работает. В конце концов её вынуждают навестить дочек. Заведующая приютом ведает Цветаевой, как дочь Ира всё время орет от голода, на что мама оставляет в дневнике запись:
«Ира, к<отор>ая при мне никогда не смела пикнуть. Узнаю ее гнусность». Цветаева приносила мало пищи лишь старшей дочери. Персонал просил подкармливать и младшую. На что поэт опять пишет в дневнике:
«А что ж Вы маленькую-то не угостите?» Делаю вид, что не слышу.— Господи! — Отымать у Али! — Почему Аля захворала, а не Ира?!!»
Она весьма обожала дочь Ариадну.
Мама не желала работать для содержания малышей на скучноватой работе — всё время увольнялась. Продавать вещи на рынке тоже не стала: она непомерно обожала супруга и любой денек ожидала, что тот напишет из эмиграции и позовёт её с собой.
Так и случилось: когда в 1921 году ей передали от Сергея Эфрона письмо, она стала собираться в Прагу. Имевшихся у неё ценностей хватило, чтоб уехать с Ариадной в Европу и 1-ое время жить там без работы. Когда погибла от голода дочь Ира, мама не приехала на похороны, а супругу написала о этом в 2-ух словах, пожелала побыстрее запамятовать девченку и обещала родить отпрыска.
Отпрыска, к слову, скоро родила. Но, судя по всему, от хахаля Константина Родзевича. Супруг о этом романе знал и предложил развестись. Цветаева так ужаснулась утратить супруга, что предложила ребёнка выкинуть, если тот будет припоминать о измене. Сергей Эфрон сжалился над мальчуганом.
Любовь Цветаевой к супругу была бескрайней. Когда он, уже завербованный ОГПУ, возжелал возвратиться из Франции в Россию и склонил к этому дочь Ариадну, даму решили выслать первой — мама желала убедиться, что в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) неопасно. Лишь поэтому поехал на родину Эфрон, а за ним Цветаева с отпрыском. Ариадна Эфрон скоро опосля приезда мамы была арестована. Провела восемь лет в лагерях и 6 лет в ссылке.
Порченные девки, любовный квинтет и гей-бордель
Но ведь стихи Цветаевой блестящи! Как выходит, что мерзкая мама быть может красивым поэтом?
Мы все пали жертвой усвоенных ещё в школе строк о том, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». Но не достаточно кто из нас помнит, что в пушкинской катастрофы эти слова Моцарт гласит Сальери ровно в тот момент, когда завистник вываливает композитору в бокал яд. И под гением имеет в виду их обоих. И ещё меньше людей знают, что сам Пушкин собственной бессмертной фразе не полностью соответствовал.
Пушкин был ужасным ловеласом и завсегдатаем борделей. С путанами обходился плохо. Писал матерные стихи, был мстительным, мнительным. Перепортил много крепостных девок. Хоть и водил дружбу с декабристами, но считал крепостную жизнь вольготной и необременительной. При всем этом весьма желал эмигрировать либо хотя бы переправить рукопись «Евгения Онегина» за границу. Россию не обожал и мучился от того, что так и не выехал за её пределы.
Фактически сразу с Пушкиным писал свои незабвенные стихи Байрон. Британский романтик и эстет. Его книжки держала под подушечкой вся просвещённая Европа. А сам Байрон был бессовестным хахалем. Понятно, что за один лишь год в Венеции он переспал с двумястами пятьюдесятью дамами. Причём у всех собственных пассий поэт состригал волосы с лобка и заботливо их хранил в особых конвертах. Ещё Байрон весьма мучился от полноты, пил для похудения уксус, им возлагал надежды достигнуть аристократической бледноты.
Воздушный поэт Афанасий Фет был скаредным, мелочным и болезненно переживал лишение его потомственного дворянства. 30 лет он днём и ночкой бился за право носить дворянскую фамилию Шеншин. А в перерывах писал про необычный хор туч.
Были поэты и пострашнее. Так, французский символист Поль Верлен избивал беременную супругу за то, что та не разрешала приводить в дом несовершеннолетнего хахаля Артюра Рембо.
А сколько грешных людей было посреди писателей! Достоевский, по показаниям почти всех современников, имел склонность к малолетним, тема развращения девченок заинтересовывала его всю жизнь.
Марсель Пруст финансировал общественный дом для геев и вызывал к для себя в номер мальчиков-проституток. Достигал оргазма, мастурбируя под одеялом: брезгал притрагиваться к беднякам.
Иван Бунин поселил совместно с супругой любовницу Галину Кузнецову, а чтоб супруга не отвлекала от романа, нашёл ей фаната и тоже привёл в дом. Позднее Кузнецова втюрилась в даму и некое время квинтет пребывал у Буниных в Грассе. Нобелевскую премию писатель издержал на любовницу и её подругу.
Лучше не читать перед сном биографий
Всего этого нам ни в школах, ни в институтах не говорят. Поэтому большая часть людей воспринимают поэтов, писателей и живописцев небожителями. Знать правду обыденный человек не желает, поэтому что не сумеет от неё отстраниться и глядеть не на создателя, а на искусство. Как не может он иногда и осознать природу художественного вымысла. Благочестивого семьянина Набокова мещанин считает педофилом, умеренного журналиста Паланика — садистом.
А правда в том, что создатель и литература не постоянно идиентично красивы. Талант и даже гений выпадают случаем. И даже если дар достался отличному человеку, слава и средства полностью способны его попортить. Потому людям, не умеющим абстрагироваться от личности создателя, лучше не читать биографических монографий и ограничиться короткой справкой. Поэтому что, узнав в один прекрасный момент о подлости либо беспомощности возлюбленного создателя, другой читатель уже никогда не сумеет получать наслаждения от литературы, сделанной бесчестным человеком.
Лёгкая биография, не обременяющая литературного наследства, обязана смотреться так:
«Марина Цветаева, величавый российский поэт, прозаик и переводчик. Дочь доктора и пианистки, была замужем за королевским офицером, родила троих малышей, одну дочь растеряла, жила в эмиграции, возвратилась на родину и покончила с собой от тоски».
Для мещанина этого жизнеописания довольно. Томик Цветаевой будет читаться перед сном куда лучше, если не знать, что эта дама пожалела для умирающей дочери кусочек сахара.
По материалам: Избранное (создатель — Анастасия Миронова)
На фото: дочери Цветаевой Ариадна и Ира