Лена Фейгин
Тема этой колонки появилась после трагических событий, которые случились в Казани. До сих пор вопросов об этом происшествии возникает множество не только с позиции «почему это произошло?», но и с позиции «что делать дальше?»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ШКОЛЬНОГО СТРЕЛКА
Стрельба в казанской школе — к сожалению, не первое в мире происшествие такого рода, поэтому давайте сначала попробуем разобраться в причинах произошедшего. Сначала обратим внимание на стрелков: кто эти субъекты и что приводит их к действиям, которые оборачиваются трагедией.
Согласно исследованиям, проведенным в США для создания Отчета по безопасности школ в 2002 году, 69% совершающих преступления попадают в возрастную вилку 10–19 лет, еще 15% преступников — от 20 до 29 лет. Примерно две трети из них живут или жили в полных семьях с двумя родителями. Большинство хорошо или отлично учились в школе.
Исследования 2013 года, которые провели в Государственном университете Техаса Пит Блэр и Хантер Мартиндейл, показали: многие из преступников писали зашифрованные сообщения и в целом вели себя так, что вызывали вопросы у окружающих или демонстрировали, что им нужна помощь. Также они жаловались сверстникам на одиночество либо вели себя агрессивно. В отчете отмечено: большинство преступников сложно справлялись с потерями в своей жизни, испытывали потерю или утрату прямо перед совершением преступления. В данном случае утратой можно считать в том числе потерю статуса, потерю отношений.
ПО ДАННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯ 2015 ГОДА, 93% НАПАДАВШИХ СОВЕРШАЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРЕДНАМЕРЕННО И КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ ЖИЛИ С МЫСЛЯМИ О ТОМ, КАК ЭТО БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ.
ПОЧЕМУ СОВЕРШАЮТСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
В ШКОЛЕ
Глубинное исследование 2013 года говорит о трех основных причинах совершения подобных преступлений.
- БУЛЛИНГ (ТРАВЛЯ)
По статистике, 87% начинаются именно с этого, чаще всего преступник — жертва долгосрочного и серьезного буллинга. Буллинг может быть выражен через травлю и унижение не только в школе, но и поддерживаться дома или начинаться в семье, а дальше реализовываться в учебном заведении. Поэтому необходимо обращать внимание на семью, в которой растет ребенок.
- НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПРИЕМ ПСИХОТРОПНЫХ ЛЕКАРСТВ ИЛИ ИХ ПОБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Этот фактор играет роль в 12% трагических случаев. Психическое здоровье и его поддержание требуют внимания и работы со специалистом. Недостаточно прийти на прием и получить рецепт, важно быть на связи с врачом, который делал назначения, чтобы отследить изменения в поведении, побочные эффекты и скорректировать прием. В случае психиатрического заболевания самолечение строго противопоказано, это может привести к плачевным последствиям.
ПСИХОЛОГИЯ ТАКОГО РОДА ПРЕСТУПНИКОВ ВО МНОГОМ СТРОИТСЯ НА НЕОБХОДИМОСТИ ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ, ПОКАЗАТЬ СВОЮ МУЖЕСТВЕННОСТЬ, ОЩУЩЕНИЕ КОНТРОЛЯ, ВЛАСТИ, ГОРДОСТИ ЗА СЕБЯ. В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ЭТО ЛЮДИ С НАРУШЕННОЙ САМООЦЕНКОЙ.
В школьных перестрелках преступники чаще всего погибают сами через суицидальное действие или во время атаки. То есть у них нет глобального плана, что произойдет после.
Если подвести черту под многочисленными исследованиями и моими собственными наблюдениями, можно сказать, что чаще всего формирование такого человека происходит в первую очередь в семье. Там он чувствует себя ненужным и брошенным, не получает любви и навыков сопереживания, сострадания окружающим.
Далее его опыт переносится на школу, где этот человек чувствует себя белой вороной и еще больше закрывается, отдаляясь от окружающих эмоционально. Отсутствие социальной интеграции и положительного опыта (а это субъективная оценка каждого) приводит к делинквентности (антиобщественное противоправное поведение. — Прим. BURO.) и асоциальному поведению.
ЧТО ПРОИСХОДИТ С ВЫЖИВШИМИ ЖЕРТВАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛЕ
Исследования 2008 года показывают, что порядка 28% выживших жертв страдают и обращаются за помощью с посттравматическим синдромом. Также люди, пережившие травму или стресс такого масштаба, восстанавливаются с помощью поддержки своей семьи и комьюнити (общины). А работа психологов в школе особенно важна и как превентивная мера, и как потенциальная возможность идентифицировать опасность, и как поддерживающий, восстановительный механизм.
Как работает механизм социальной вовлеченности с точки зрения психологического здоровья? Даже понимание того, что помощь доступна, уже приносит облегчение. У каждого из нас есть базовая потребность в связи с друг другом, мы ищем отношений, чтобы выстраивать эмоциональные связи со значимыми для нас людьми. Но в обобщенном смысле этого слова каждый бессознательно идентифицирует себя с группой. Если спросить человека «кто ты?», ответы могут варьироваться. Но в списке перечислений мы наверняка услышим причастность к той или иной группе, например: «Я — москвич, спортсмен, ученица и т. д.».
С ОСОЗНАНИЕМ ПОДДЕРЖКИ ГРУППЫ ПРИХОДИТ ОЩУЩЕНИЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ И КОНТРОЛЯ НАД СИТУАЦИЕЙ. ОЩУЩЕНИЕ ТОГО, ЧТО СЛОЖНОСТЬ МОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ.
КАК СПРАВЛЯТЬСЯ СО СТРЕССОМ ПОСЛЕ ТРАГЕДИИ
Семьям, пережившим трагедию, подобную стрельбе в казанской школе, способна помочь программа по преодолению стресса, разработанная в Университете Вандербильта. Вот как выглядит эта программа.
1
ОГРАНИЧЬТЕ ПОТОК ИНФОРМАЦИИ
Минимизируйте соприкосновение с новостными потоками, касающимися происшествия, — как в медиа, так и в социальных сетях. Важно не следить за новостями по теме, пока вы не почувствуете, что в состоянии контролировать свои эмоциональные реакции. Иногда необходим перерыв от сильных переживаний.
2
НЕ ОБОБЩАЙТЕ
Случается, мы делаем выводы, базируясь на ограниченной информации: например, верим мифу о том, что только психически нездоровые люди совершают подобные преступления. Статистика не поддерживает это утверждение, поэтому важно не начать стигматизацию людей, страдающих психическими расстройствами.
3
БУДЬТЕ В КОНТАКТЕ С ВАШЕЙ ЭКОСИСТЕМОЙ ПОДДЕРЖКИ
В данном случае поддержка заключается не в преуменьшении трагедии, не в обесценивании ситуации, а в способности дать вам возможность прожить произошедшее без оценки. Если не хотите говорить о том, что произошло, обратитесь за помощью к друзьям, с которыми сможете отвлечься.
4
ПОЗАБОТЬТЕСЬ О СЕБЕ
Очень важно поставить в приоритет отдых, занятия спортом и здоровое питание, так вашему телу будет легче справляться со стрессом. Займитесь тем, что приносит вам удовольствие и в чем вы находите успокоение. Постарайтесь ограничить деструктивное поведение относительно себя (употребление алкоголя, переедание) и излишние траты как механизм успокоения.
5
ПОГОВОРИТЕ С ДЕТЬМИ
Дети могут бояться ходить в школу или испытывать стресс, просто зная о происшедшем. Важно разговаривать с детьми, чтобы слышать их опасения и знать, с чем они боятся столкнуться в школе. Постарайтесь дать им поддержку, объясняя, что вы понимаете, насколько страшно может быть оказаться в такой ситуации. И обязательно напомните: взрослые сотрудники школы находятся там для того, чтобы создать для детей безопасную обстановку. Проговаривайте эту ситуацию с детьми чаще, одного раза может быть недостаточно.
6
ПИШИТЕ О ПЕРЕЖИТОМ
Писать тексты — терапевтичное занятие, оно помогает организовать собственные мысли. Неважно, пишете вы от руки или пользуетесь компьютером, в любом случае это действие помогает проживать травму, которую вам нанесли.
7
ВОВЛЕКАЙТЕСЬ
Полезный шаг — позитивно вовлекаться в групповые дискуссии, школьные мероприятия, возможно, даже мероприятия религиозного характера, для того чтобы создавать положительные эмоции и ощутить поддержку.
8
ОБРАТИТЕСЬ К ПРОФЕССИОНАЛАМ
Не всем комфортно обращаться за помощью к психологу, но возможность поговорить и поработать с ним может принести существенное облегчение. Если не готовы к постоянным сессиям, рассмотрите краткосрочную помощь.